Искусство есть посредник того, чего нельзя высказать. Гете.
Произведения искусства – живопись, роспись стен, витраж, мозаика, интерьер
Cтудия монументальной живописи
Главная \ СТАТЬИ \ РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ

« Назад

21.05.2014 23:55

Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках. Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет. Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

Попытки реставрации памятников архитектуры известны уже в античный период, однако в XVIII—XIX вв. они обычно сводились к простому ремонту или «подновлению» объекта. До этого времени в основном занимались «починением вещей» — именно такое значение первоначально вкладывалось в сам термин данного направления в науке. Век Просвещения, уделявший большое внимание изучению окружающего мира, с восторгом принял идею сохранения духовных и материальных ценностей человечества. Систематический характер реставрация получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению». На развитие теории и практики реставрации большое влияние оказали проведенные в 1898—1917 гг. греческим архитектором Н. Баланосом работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе; труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, Г. Хагера в Германии и др. В России благотворное влияние на реставрацию оказала Археологическая комиссия Русского археологического общества. П. П. Покрышкин при реставрации церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903—1904 гг.) выявил подлинные части здания XI—XII вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (XIX в.), апсиды и главы XVII в. Большую известность получила в 1908—1912 гг. реставрация церкви Василия (XII в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. Таким образом, в результате накопления систематических знаний в области истории искусств, материальной культуры и инженерно-технических знаний на рубеже XIX и XX вв. складывается научная теория реставрации. К началу 70-х годов XX века, когда дискуссии о подлинности в мировом реставрационном сообществе достигли пика, ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая была ратифицирована СССР в 1988 г. В основе этого документа лежит тезис о том, что «памятник — это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности». Отсюда с очевидностью вытекают исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, заложенные в основу Венецианской хартии: основной целью реставрации является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле); современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов; для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается; разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения.

Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. В развитие «Международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» был разработан «тест на подлинность» памятника, основу которого составляют четыре основные параметра — подлинность «материала» («субстанции»), подлинность «мастерства» исполнения, подлинность первоначального «замысла», и подлинность «окружения».

Это «не застывший, а постоянно развивающийся процесс, который включает в себя изучение памятника на основе документальных свидетельств (письменных источников, фотографий, картин, рисунков, на которых воспроизведен памятник), а также другие его изображения (например, на медалях, печатях), его фотофиксацию на различных этапах работы, предварительное всестороннее изучение объекта реставрации современными научно-технологическими методами и способами обследования (химические, оптические и физические исследования материалов и технологии создания объекта; спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы; обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.) и, что не менее важно, коллегиальное обсуждение, широкую гласность и постоянный контроль над выполнением работ». Современная реставрация произведений изобразительного искусства и материальной культуры видит одной из своих целей их восстановление в состоянии, наиболее близком к первоначальному. На это указывают исследования А. Ф. Лосева, Л. А. Лелекова, Ю. Г. Боброва, В. Г. Белозерова, А. А. Галашевича, Б. Т. Сизова, М. Г. Малкина и др. Так, Л. А. Лелеков, в статье «Проблемы теории и методологии реставрации» пишет: «…Наметился ряд принципиальных подходов в области практической реставрации. Мы наблюдаем новый взгляд на „подлинность“, методы реставрации и профилактики.
Превентивная консервация становится все более актуальной и признается неотъемлемой частью реставрационной деятельности, и тем более необходимой становится объективная обоснованность практических методов. От них зависит подлинность оригинала, в том числе самого материала, формы и ее исторической значимости».

Однако если консервация памятников предполагает, прежде всего, постоянство ухода за ними и всегда облегчает возможность их использования на благо общества, то реставрация, являясь исключительной мерой, имеет своей целью (о чем записано в ст. 9 Венецианской хартии): «… сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза, что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочетанная необходимой по эстетическим или техническим причинам должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать современности». Проведение реставрационных работ всегда должно сопровождаться историческими исследованиями памятника. Одной из значимых работ по теории реставрации следует назвать работу Ю. Г. Боброва «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия». Она является практически первым опытом построения теории реставрации памятников искусства, объясняет ряд закономерностей и моментов реставрационного процесса. Позиция автора основана на убеждении, что «… материя, однажды преображенная художником, не может перестать быть произведением искусства даже через века и тысячелетия. И, именно в качестве таковой, должна сохраняться и, в случае необходимости, реставрироваться».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДИКИ РЕСТАВРАЦИИ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Прежде, чем приступить к реставрации какого-либо объекта, необходимо получить задание вышестоящих компетентных орга­низаций, после чего можно начинать пер­вый этап работ, включающий исследования живописи, ее техники, особенностей разру­шения, состояния собранности и подготов­ки методики реставрации памятника.
Начиная работу на объекте, необходимо знать историю реставрации этого объекта, историю и время создания росписи и прове­дения предшествующих реставраций.
Сведения о предшествующей реставрации облегчают работу реставратора, так как по­могают ему выяснить те изменения, которые претерпел памятник, и получить информацию о материалах, которыми они выполнялись во время предыдущих поновлений и реставра­ций, что важно для глубокого и тщательного исследования живописи и выбора материа­лов текущей реставрации.

Поскольку монументальная живопись тесно связана со строительными материала­ми здания, в котором она находится, одним из важнейших этапов является изучение его температурно-влажностного режима. Сезон­ные колебания температуры и влажности (особенно вода во всех трех ее агрегатных состояниях - лед, жидкость, пар) тяжело от­ражаются на сохранности настенной живопи­си. Изучение температурно-влажностного режима памятника проводится по результа­там замеров в различные сезоны года при разных погодных условиях и скоплениях посетителей, а также в различных частях и уровнях помещения.

Необходимо изучить влажность стен, шту­катурки на разной глубине от поверхности. Отбор проб для исследования производится путем зондирования в тех местах, где это не­обходимо, но в наименее ответственных уча­стках живописи. Отбор проб для определе­ния влажности окружающего воздуха внутри памятника производится с помощью аспирационного психрометра .

Одновременно с изучением температур­но-влажностного режима памятника ведутся работы по исследованию материалов живо­писи, штукатурного грунта и их состояния на начало работ. Выполняется различного рода фотофиксация: при прямом освещении, в скользящем световом луче, обычные и мак­роснимки участков живописи с характерным разрушением красочного слоя живописи, фиксация состояния в инфракрасных и уль­трафиолетовых отраженных лучах и люми­несценция. Отбираются пробы для изучения состава штукатурки и красочного слоя. Ха­рактер штукатурного грунта определяется по виду, цвету, структуре, механической прочности, пористости, минералогическо­му и химическому составам, а также засо­ленности.

Исследование красочного слоя живопи­си проводится для определения природы, химического состава красок, по возможнос­ти, их связующего, а также связи красочно­го слоя с фунтом; видов разрушения кра­сочного слоя и причин, вызывающих эти разрушения, в частности, биологических поражений живописи и др.

Только после тщательного изучения со­стояния грунта и красочного слоя живописи можно приступать к подбору материалов для укрепления, расчистки, дезинфекции и дру­гих процессов консервации и реставрации. Прежде чем применить какой-либо новый материал непосредственно в памятнике, он должен пройти определенный цикл испыта­ний в лабораторных условиях. Материал, уже зарекомендовавший себя в практической ре­ставрации, должен пройти серию пробных ис­пытаний в поступающем на реставрацию па­мятнике, так как нет двух одинаковых объек­тов как по структуре, так и по особенностям режима эксплуатации.

Основная технология укрепления жи­вописи и грунта разрабатывается путем по­становки пробных укреплений различны­ми материалами, различной технологией их применения и последующей проверки в те­чение длительного времени (не менее года). Аналогичным образом подбираются мате­риалы для раскрытия живописи из-под по­верхностных загрязнений и записей, если таковые имеются, и материалы для ее де­зинфекции. Только после тщательно про­веденных экспериментально-исследова­тельских работ может быть составлена ме­тодика консервационно-реставрационного процесса.

При составлении методики учитываются все результаты экспериментов, все замеча­ния и консультации комиссий или отдель­ных специалистов.

Одновременно с процессом отработки методики ведется графическая фиксация живописи. Производятся обмеры интерьера памятника и составляются обмерные черте­жи - развертки по архитектурным членени­ям памятника - (барабан, арки, стены и т.д.) в масштабе 1:20 или 1:10. На изготовлен­ные чертежи наносят контуры изображения живописи. С готовых чертежей копируются кальки, с которых изготовляются синьки в количестве, необходимом для дальнейшей работы. На одном экземпляре синек отмеча­ются условными обозначениями места вы­полненных специальных фотофиксаций, ме­ста отбора проб для исследования, участки экспериментальных консервационно-реставрационных работ и т.д.

В результате завершения 1-го раздела работ должны быть оформлены следующие материалы:
1. Задание и разрешение на исследова­ние и определение методики работ.
2. Первичные материалы по истории ре­ставрации живописи.
3. Данные температурно-влажностного режима.
4. Описание специальных исследований и анализов:
а) специальные виды фотофиксации с приложением фотоотпечатков;
б) анализы штукатурки, красочного слоя, высолов, плесневых образований и т.д. 5. Протокол экспериментальных консервационно-реставрационных работ.
6. Протоколы проверки эксперименталь­ных работ.
7. Заключения и консультации комиссий и отдельных специалистов.
8. Установленная основная методика консервационно-реставрационных работ.
9. Картограмма изображений стенной живописи и экспериментальных работ.



Яндекс.Метрика
Facebook__1 инстаграм-9